Защита прав детей

Ребёнок ввиду его физической и умственной незрелости

нуждается в специальной охране и заботе, включая

надлежащую правовую защиту.

Из Декларации прав ребёнка 1989г.

Календарь правовых дат:

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня – Международный день детей-жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

27 ноября – День матери

3 декабря – Международный день инвалидов

10 декабря – День прав человека.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Конвенция о правах ребёнка

Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и открыта для подписания, ратификации и присоединения. Конвенция вступила в силу 02.09.1990 в соответствии со статьёй 49. Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13.07.1990. Конвенция вступила в силу для РФ 15.09.1990.

Декларация прав ребёнка

принята Ген. Ассамблеей ООН 20 нояб. 1959. Необходимость спец. защиты прав ребёнка впервые была провозглашена Женевской декларацией о правах детей (1924), затем Всеобщей декларацией прав человека 1948, международными договорами и уставами международных учреждений и opr-ций, занимающихся вопросами благополучия детей. Д. п. р. призывает родителей, общественные организации, местные власти и национальные пр-ва обеспечивать детям социальную защиту и условия, которые позволили бы им развиваться физически, умственно и нравственно. Д. п. р. провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, физич. и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, политич. и др. убеждений, нац. принадлежности, социального происхождения, имуществ. положения и обстоятельств рождения

Федеральные документы

Виды и формы проявления жестокого обращения с детьми, их влияние на ребёнка

Жестокое обращение с детьми – действие или бездействие родителей (законных представителей) и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка. К таким действиям относится физическое, психическое, сексуальное насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основным потребностям ребёнка).

Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными. Наиболее типичные причины жестокости в семье:

  • традиции воспитания:
  • культ жестокости, пропагандируемый в обществе, приводит к тому, что родители, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к детям;
  • низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребёнок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом взаимодействия.

Согласно исследованиям, родительская жестокость появляется в среднем в  45-49: семьях. Однако, если учитывать подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребёнок сталкивается с проявлениями родительского насилия.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Виды и формы:

  1. Физическое насилие – нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний,  действия со стороны родителей (законных представителей), других лиц, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или подвергается опасности.  Физическое насилие включает в себя также вовлечение ребёнка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приёму отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например снотворных, не прописанных врачом), а так же попытки утопления и удушения ребёнка.
  • Форма проявления: нанесение физических травм, различных телесных повреждений, представляющих угрозу его жизни и здоровью (побои, истязания) с  использованием рукоприкладства или различных предметов (ремня, шлангов и тп.), которые причиняют ущерб здоровью ребёнка, нарушают его развитие; привлечение ребёнка к употреблению наркотиков, алкоголя, одурманивающих веществ (ПАВ); попытки удушения; умышленное утопление; убийство.
  • Внешние признаки и поведенческие факторы: царапины, синяки, ссадины, ожоги (разные по времени возникновения; в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно), непонятного происхождения; имеют особую форму предмета. Например, имеют форму пряжки ремня; травмы скелета или головы;  внутренние травмы в результате ударов по животу.

Выделяют подвиды физического насилия, одним из которых является насилие над младенцами. Это так называемый синдром ребёнка, которого трясли – когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно или невольно наносят ему повреждения. К физическому насилию относят синдром Мюнхаузена, который заключается в том, что человек, обязанный заботиться о ребёнке выдумывает фиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребёнок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».

  1. Сексуальное насилие – вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков  в сексуальную активность, которую они не полностью  осознают, на которую они не могут дать   информированное согласие или которая нарушает социальные табу, любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
  • Форма проявления: вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми, с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды; внутрисемейные и внесемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (обнажение и ласкание, оральные, анальные и генитальные сексуальные контакты); детская порнография.
  • Внешние признаки и поведенческие факторы: жалобы на зуд, воспаление; боль  в области гениталий; может жаловаться на физическое здоровье, девочка может забеременеть; различные виды инфекций, сексуальное приставание к детям, подросткам, взрослым, эмоциональное расстройство; замкнутость, скрывает свой секрет из-за беспомощности и привыкания, а так же угроз со стороны обидчика.
  1. Психологическое или эмоциональное насилие включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребёнка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нём. Дурное обращение с детьми,  умышленные и последовательные действия, направленные на оскорбление, унижение личности ребёнка, его чести, достоинства и репутации. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую или неустойчивую самооценку.
  • Форма проявления: обвинения в адрес ребёнка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; пренебрежение ребёнком; длительное лишение любви и ласки, заботы со стороны родителей; угрозы, принуждение к одиночеству.
  • Внешние признаки и поведенческие факторы: задержка в физическом, речевом развитии, импульсивность, взрывчатость, сосание пальцев, раскачивание; угрозы или попытки суицида; потеря смысла, цели в жизни; ночные кошмары, нарушения сна, боязнь людей,  их гнева; депрессии, печаль, заторможенность; боязнь идти домой и т.д.
  1. Пренебрежение потребностям ребёнка, отсутствие заботы о нём – невнимание к основным нуждам ребенка, когда ребёнка не обеспечивают пищей, одеждой, кровом, гигиеническими условиями. Пренебрежение включает ряд таких проявлений как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье. Пренебрежение медицинской помощью – несогласие на вакцинацию и иммунизацию может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями.
  • Форма проявления: ребёнок постоянно голодает, имеет неопрятный вид, брошенный без присмотра, проявляет агрессивность или раздражительность без явных причин; имеет  плохую  гигиену кожи; не ходит в школу, приходит в школу слишком рано и уходит из неё слишком поздно, имеет склонность к бродяжничеству.
  • Внешние признаки и поведенческие факторы: не растёт, не набирает вес, теряет в весе; попрошайничает или крадёт пищу; не имеет одежды по сезону; прогуливает школу; устаёт, апатичен, отклонения в поведении.

В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального, сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.

Явные признаки насилия, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
  • следы сексуального насилия;
  • запущенное состояние ребёнка, наличие педикулеза, чесотки, дистрофии и тд;
  • антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных норм гигиены, отсутствие в доме спальных мест для детей, отсутствие постельного белья,  или его антисанитарное состояние, отсутствие одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным особенностям детей и необходимых для обеспечения ухода за ними;
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребёнка, сквернословие, оскорбляющее достоинство ребёнка, лишение его сна.
  • ребёнка выгоняют из дома.

Заподозрить и распознать признаки жестокого обращения с  ребёнком можно по следующим показателям:

  • родители (законные представители) поздно обращаются за медицинской помощью, или индикатором обращения являются другие граждане;
  • наличие следов травм различной давности;
  • родители (законные представители) дают путаные или противоречивые объяснения случившемуся;
  • наличие обвинений к ребёнку в нанесении самоповреждений;
  • отсутствие обеспокоенности за здоровье ребёнка со стороны родителей (законных представителей), или навязчивое проявление псевдолюбви;
  • повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера;
  • резкое и заметное изменение в поведении ребёнка;
  • жестокое обращение ребёнка к слабым сверстникам или младшим по возрасту.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми

  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;
  • низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
  • нежеланный ребёнок;
  • умственные отклонения или физические недостатки ребёнка;
  • «трудный ребёнок».

В случае выявления признаков жестокого обращения с ребёнком необходимо доложить руководителю учреждения.

Руководитель учреждения:

  • сообщает о выявленном случае жестокого обращения с ребёнком в управление  опеки и попечительства для проведения обследования социально-бытовых условий проживания;
  • по итогам обследования социально-бытовых условий проживания направляет информацию в правоохранительные органы, приложив акты обследования;
  • организует оказание психологической помощи ребёнку и его родителям (законным представителям);
  • принимает решение о постановке несовершеннолетнего на внутришкольный контроль.

Копии сообщений остаются в документах  по делопроизводству.

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми

  • Административная ответственность.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017).

Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних  влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

  • Уголовная ответственность.

Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017)

Статья 110. Доведение до самоубийства.

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.

Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта.

Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью.

Статья 116. Побои.

Статья 117. Истязание.

Статья 118. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.

Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.

Статья 124. Неоказание помощи больному.

Статья 125. Оставление в опасности.

Статья 131. Изнасилование.

Статья 132. Насильственные действия сексуального характера.

Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.

Статья 134. Действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.

Статья 135. Развратные действия.

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

  • Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребёнком служит основанием для привлечения родителей  (законных представителей) к ответственности в соответствии с Семейным Кодексом РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017)

Статья 69. Лишение родительских прав.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Статья 73. Ограничение родительских прав.

Статья 77. Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью.

  • Дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.