«Здоровье — это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие»
Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике употребления ПАВ (психоактивные вещества):
Администрация: осуществляет контроль и
координацию профилактической работы в МБОУ «СОШ №114» в целом.
Учителя-предметники и классные руководители: благодаря более тесному
взаимодействию с классным коллективом
обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы
(организация внеклассных мероприятий, работа с родителями,
социально-реабилитационной службой школы), обеспечивают организацию профилактической
работы на уроке.
Социально-реабилитационная служба:
Педагог — психолог обеспечивает:
- психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и
предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе
учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций); - психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
- организационно целостную психологическую помощь детям группы риска, в том
числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может
оказать им квалифицированную помощь вне школы.
Социальный педагог несет ответственность:
- за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных
организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов; - систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей «группы
риска»).
Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Учреждения дополнительного образования: организуют информационно-просветительскую, работу с
родителями, совместное творчество детей, педагогов и родителей, создают условия
для активного участия родителей в организации досуга детей.
СМИ, в том
числе Интернет формируют общественное мнение.
Правоохранительные органы:
- работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за
употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных
веществ; - осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
- обеспечивают взаимодействие школы с городской комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений
несовершеннолетних; - организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в
приеме наркотиков.
Инспектор по делам несовершеннолетних, закреплённый за школой профилактическую деятельность строит по трем основным направлениям: работа с учащимися, родителями и педагогическими коллективами.
Возрастные этапы профилактики ПАВ
Этапы | Возраст | Характеристика |
I | 13-15 | Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих); развитие навыков самоконтроля. Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды. |
II | 15-17 лет | Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ). |
III | 17 лет и старше | Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях, связанных с ПАВ умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ!” |