Формирование жизнестойкости обучающихся

В современных условиях жизнедеятельность детей предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений. Зачастую, школьники оказываются в стрессовых ситуациях, где необходима своевременная поддержка со стороны взрослых. Одно из условий формирования у детей адаптации к быстро изменяющимся условиям социума – формирование жизнестойкости.

  1. Приказ об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации программы по формированию жизнестойкости обучающихся общеобразовательных организациях
  2. Методическое пособие «Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании»
  3. Методические рекомендации для классного руководителя «Формирование жизнестойкости у школьников»
  4. Рекомендации родителям по формированию жизнестойкости.
  5. Ребенок и депрессия

Рекомендации для родителей  и педагогов по формированию жизнестойкости

Иовчук Нина Михайловна – д.м.н., профессор, член Правления Ассоциации детских психиатров и психологов.

 

Виды и формы проявления жестокого обращения с детьми, их влияние на ребёнка

Жестокое обращение с детьми – действие или бездействие родителей (законных представителей) и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка. К таким действиям относится физическое, психическое, сексуальное насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основным потребностям ребёнка).

Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными. Наиболее типичные причины жестокости в семье:

  • традиции воспитания:
  • культ жестокости, пропагандируемый в обществе, приводит к тому, что родители, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к детям;
  • низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребёнок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом взаимодействия.

Согласно исследованиям, родительская жестокость появляется в среднем в  45-49: семьях. Однако, если учитывать подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребёнок сталкивается с проявлениями родительского насилия.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Виды и формы:

  1. Физическое насилие – нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний,  действия со стороны родителей (законных представителей), других лиц, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или подвергается опасности.  Физическое насилие включает в себя также вовлечение ребёнка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приёму отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например снотворных, не прописанных врачом), а так же попытки утопления и удушения ребёнка.
  • Форма проявления: нанесение физических травм, различных телесных повреждений, представляющих угрозу его жизни и здоровью (побои, истязания) с  использованием рукоприкладства или различных предметов (ремня, шлангов и тп.), которые причиняют ущерб здоровью ребёнка, нарушают его развитие; привлечение ребёнка к употреблению наркотиков, алкоголя, одурманивающих веществ (ПАВ); попытки удушения; умышленное утопление; убийство.
  • Внешние признаки и поведенческие факторы: царапины, синяки, ссадины, ожоги (разные по времени возникновения; в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно), непонятного происхождения; имеют особую форму предмета. Например, имеют форму пряжки ремня; травмы скелета или головы;  внутренние травмы в результате ударов по животу.

Выделяют подвиды физического насилия, одним из которых является насилие над младенцами. Это так называемый синдром ребёнка, которого трясли – когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно или невольно наносят ему повреждения. К физическому насилию относят синдром Мюнхаузена, который заключается в том, что человек, обязанный заботиться о ребёнке выдумывает фиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребёнок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».

  1. Сексуальное насилие – вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков  в сексуальную активность, которую они не полностью  осознают, на которую они не могут дать   информированное согласие или которая нарушает социальные табу, любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
  • Форма проявления: вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми, с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды; внутрисемейные и внесемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (обнажение и ласкание, оральные, анальные и генитальные сексуальные контакты); детская порнография.
  • Внешние признаки и поведенческие факторы: жалобы на зуд, воспаление; боль  в области гениталий; может жаловаться на физическое здоровье, девочка может забеременеть; различные виды инфекций, сексуальное приставание к детям, подросткам, взрослым, эмоциональное расстройство; замкнутость, скрывает свой секрет из-за беспомощности и привыкания, а так же угроз со стороны обидчика.
  1. Психологическое или эмоциональное насилие включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребёнка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нём. Дурное обращение с детьми,  умышленные и последовательные действия, направленные на оскорбление, унижение личности ребёнка, его чести, достоинства и репутации. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую или неустойчивую самооценку.
  • Форма проявления: обвинения в адрес ребёнка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; пренебрежение ребёнком; длительное лишение любви и ласки, заботы со стороны родителей; угрозы, принуждение к одиночеству.
  • Внешние признаки и поведенческие факторы: задержка в физическом, речевом развитии, импульсивность, взрывчатость, сосание пальцев, раскачивание; угрозы или попытки суицида; потеря смысла, цели в жизни; ночные кошмары, нарушения сна, боязнь людей,  их гнева; депрессии, печаль, заторможенность; боязнь идти домой и т.д.
  1. Пренебрежение потребностям ребёнка, отсутствие заботы о нём – невнимание к основным нуждам ребенка, когда ребёнка не обеспечивают пищей, одеждой, кровом, гигиеническими условиями. Пренебрежение включает ряд таких проявлений как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье. Пренебрежение медицинской помощью – несогласие на вакцинацию и иммунизацию может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями.
  • Форма проявления: ребёнок постоянно голодает, имеет неопрятный вид, брошенный без присмотра, проявляет агрессивность или раздражительность без явных причин; имеет  плохую  гигиену кожи; не ходит в школу, приходит в школу слишком рано и уходит из неё слишком поздно, имеет склонность к бродяжничеству.
  • Внешние признаки и поведенческие факторы: не растёт, не набирает вес, теряет в весе; попрошайничает или крадёт пищу; не имеет одежды по сезону; прогуливает школу; устаёт, апатичен, отклонения в поведении.

В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального, сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.

Явные признаки насилия, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
  • следы сексуального насилия;
  • запущенное состояние ребёнка, наличие педикулеза, чесотки, дистрофии и тд;
  • антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных норм гигиены, отсутствие в доме спальных мест для детей, отсутствие постельного белья,  или его антисанитарное состояние, отсутствие одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным особенностям детей и необходимых для обеспечения ухода за ними;
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребёнка, сквернословие, оскорбляющее достоинство ребёнка, лишение его сна.
  • ребёнка выгоняют из дома.

Заподозрить и распознать признаки жестокого обращения с  ребёнком можно по следующим показателям:

  • родители (законные представители) поздно обращаются за медицинской помощью, или индикатором обращения являются другие граждане;
  • наличие следов травм различной давности;
  • родители (законные представители) дают путаные или противоречивые объяснения случившемуся;
  • наличие обвинений к ребёнку в нанесении самоповреждений;
  • отсутствие обеспокоенности за здоровье ребёнка со стороны родителей (законных представителей), или навязчивое проявление псевдолюбви;
  • повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера;
  • резкое и заметное изменение в поведении ребёнка;
  • жестокое обращение ребёнка к слабым сверстникам или младшим по возрасту.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми

  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;
  • низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
  • нежеланный ребёнок;
  • умственные отклонения или физические недостатки ребёнка;
  • «трудный ребёнок».